CarExpert.ru

Гибридомобили

Гибридомобили

 





Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать

Нашествие гибридов

Колеса Апрель 2006

Гибридомобили

Александр Филатов, Михаил Щелоков



Снаружи они похожи на обычные авто. И вряд ли вы найдете что-то особенное, разглядывая их в боковое окно. Но внутри это настоящие мутанты: бензин и электричество – вот что течет по их венам. Автомобильный мир завоевывают гибриды. В США в 2005 г. их было продано 130 тысяч.

K гибридной революции уже спешат примкнуть американские и европейские автоконцерны. Правда, по-настоящему массовое производство автомобилей с электрической тягой освоили только японцы. По российским дорогам пока колесит только Lexus RX 400h и те редкие экземпляры, которые ввозятся через Владивосток.

Что было и что будет?

Когда четыре года назад на американском рынке появилась Toyota Prius первого поколения и странно выглядевшая двухместная Honda Insight с бензиново-электрической тягой, скептики посчитали, что это очередной каприз ультратехнологичных японцев и трех фанатов из greenpeace.

Но скептики как всегда оказались неправы. Мировой лидер в производстве гибридных автомобилей, Toyota Motor, сегодня выпускает их по 600 тыс. в год. А согласно исследованиям Oak Ridge Labs, уже к 2008-му американцы будут владеть как минимум 1.2 млн гибридов.

Так в чем же правда об этих неизвестных автомобилях, снижающих потребление топлива на 15-25%? Выгодные ли это покупки? А как насчет их обслуживания? Что с ними произойдет через 200-250 тыс. км пробега?

Если вы все же решились на гибрид, то вот информация к размышлению.

Два в одном

Несмотря на пугающее название гибриды устроены довольно просто. Принцип такой: обычный бензиновый или дизельный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) крутит генератор электрического тока, который питает электродвигатель (один или несколько), а он уже вращает колеса машины.

Сейчас существует две основных гибридных схемы. В одном варианте ДВС не имеет механической связи с колесами и установлен только для вращения генератора и питания тягового электромотора. В другом – может подключаться к приводу и передавать усилия на колеса. Почти всегда в гибридную цепь включают большой емкий аккумулятор. Это позволяет машине ехать с выключенным ДВС на одной электротяге.

Гибриды – давно не новинка: они известны с 30-х годов прошлого века под названием «электромеханическая трансмиссия». Поскольку в коробке передач (если ДВС не присоединяется к колесам) нужда отпадает: у электромотора момент (сила тяги) одинаков на всех оборотах. Подобные установки широко применяются на железной дороге (дизельэлектровоз) и тяжелой автотранспортной технике – карьерные самосвалы тоннажа БелАЗа и т. п.

Легковой автопром занимается электромеханическими трансмиссиями начиная с конца 60-х – начала 70-х годов. С тех пор гибриды строились с завидной регулярностью и чуть не каждый год появлялись их новые варианты. Однако до недавнего времени дальше концептов и пробных моделей дело не двигалось. Но теперь плотина прорвана: на рынок потек ручеек, стал речкой, и сейчас гибриды уже перестают быть какой-то экзотикой.

Бочка меда

Техническая прелесть гибридов в том, что они берут все лучшее от обоих моторов: ДВС и электрического. Достоинство первого – в удобном энергоносителе, жидком топливе, а второго – в выдающихся моментных характеристиках. В отличие от ДВС, электромотор не нужно заводить и «раскручивать». Он может «стоять и ждать» не потребляя энергии. Но как только дали ток – сразу получили максимальную тягу на колесах.

Таким образом, в гибриде оба двигателя работают друг на друга. ДВС крутит генератор и питает энергией электромотор. Тот, в свою очередь, позволяет ДВС работать без резких разгонных нагрузок, в наиболее оптимальных и благоприятных режимах. Отсюда – меньший износ, экологичность и экономичность в городском цикле. Практически все современные гибриды имеют систему «возврата энергии». При замедлении или при движении машины накатом, электродвигатели начинают крутиться от колес и работать как генераторы, отдавая ток на аккумулятор.

Итак, перед нами технологичный прогрессивный автомобиль, в котором нивелируются недостатки и объединяются достоинства двух моторов. Только в технике, как и в природе, идеальных гибридов не получается.

Ложка дегтя

Большая масса и большее число агрегатов – вот проблема гибридов. Им дополнительно приходится возить генератор, аккумулятор и электромотор, что в сумме весит больше, чем коробка передач обычной машины. И хоть электрика очень надежна, тем не менее все это потенциальные объекты для ремонта. В любом случае аккумулятор точно придется заменить – в зависимости от модели примерно через 100 тысяч км пробега. Не любит батарея и морозов – ее работоспособность ухудшается. А «экономность» гибрида прямо связана с АКБ.

Еще вопрос – это потери энергии. В физике чудес не бывает: чем чаще энергия «меняет лицо» – тем больше ее теряется. В обычной машине на пути «от бензина до колес» она делает один переход: из тепловой (сгорающее топливо) – в кинетическую (крутящийся маховик). В гибридах этот путь длиннее: тепловая – кинетическая – электрическая – кинетическая. И хотя потери энергии компенсируются ее точным распределением и экономией (оптимизация работы ДВС), они имеются.

По сути, гибридный привод появился ради возможности точно управлять силой колес и плавно подавать на них тягу. Ну как, допустим, представить себе коробку передач на локомотиве? Но для легковых машин такая проблема неактуальна.

К тому же все электроагрегаты придется не просто возить с собой, а еще и за это доплачивать: стоимость гибридов выше, чем у обычных машин.

Но если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно! И нужно, как видно, все больше.

Что доступно?

В салонах Европы и США сейчас продаются 10 гибридных автомобилей: Toyota Prius и Highlander, Lexus RX 400h, Honda Insight, Civic и Accord, Ford Escape, Mercury Mariner, GMC Sierra (пикап) и Chevrolet Silverado.

В Россию поставляется только Lexus RX400h.

В среднем гибридные версии автомобилей стоят на $3 000-$4 000 дороже, чем бензиновые аналоги. За исключением Lexus RX 400h. Его цена на $11 200 больше RX 300 ($77 300 против $66 100).

У них и у нас

Гегемонию японцев на рынке электромобилей спешат нарушить американцы. В следующем году на рынке появятся Cadillac Escalade, Chevrolet Tahoe и GMC Yukon. Некоторые европейцы предпочитают собственные разработки. В 2008 г. Audi обещает начать продажи Q7 в гибридном исполнении. PSA Peugeot Citroen представило общественности экспериментальные модели Peugeot 307 и Citroen C4, под капотом которых по два двигателя.

А что же в России? Пока никто, кроме Lexus, не решился выйти с гибридным автомобилем на наш рынок. В компании-первопроходце отмечают удачные продажи RX 400h. С июня прошлого года было продано 268 машин. И тем не менее, в представительстве Toyota Motor отметили, что «россияне пока не готовы к восприятию гибридных автомобилей». Объясняется это не только тем, что у нас нет налоговых льгот для владельцев гибридов, как в США. Пока у нас иное отношение к экологии.

У Михаила Фатеева, менеджера по продажам компании «Самурай моторс» (торгует праворульными автомобилями) другое объяснение: «О гибридах иногда спрашивают, но пока никто не купил. И хоть стоят они не намного дороже бензиновых и довольно надежны, люди все равно их боятся – чинить гибриды никто не берется. Как только автослесарь открывает капот и видит там две крышки двигателей, то сразу же закрывает его». Впрочем, как заметили в другой компании, которая ввозит подержанные автомобили из Японии, в Москве сегодня ездит не менее 20 Toyota Prius…

P.S.

Как уже говорилось, цена гибридного Lexus выше RX300 на $11 тыс. (около 315 тыс. руб.). Если учесть, что за каждые 100 км он экономит по 4.1 л 98-го бензина (8.1 л против 12.2 в смешанном цикле), то получится, что гибридная установка окупит себя примерно через 350 тыс. км пробега. Вот такая арифметика.

© Колеса

Апрель 2006

Полная версия этой статьи с иллюстрациями доступна
на сайте http://www.kolesa.ru

Прочитано: 1913 раз



Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Кроссовер за полцены
Кроссовер за полцены

Обзор рынка подержанных кроссоверов

Как выбрать подержанный автомобиль
Как выбрать подержанный автомобиль

Советы эксперта

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как не уснуть за рулем в дальней дороге

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Lifan X70
На новую ступень

Lifan X70

Lada Vesta SW Cross
Красота спасет...

Lada Vesta SW Cross