CarExpert.ru

Моторное масло

Моторное масло

 





Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать

Не подмажешь - не проедешь!

05.08.2012

Моторное масло



Проблема выбора подходящего масла для "сердца" автомобиля - его двигателя - встает перед каждым, кто хочет, чтобы машина "бегала" как можно дольше и чтобы бензина она "ела" поменьше. Для успешного решения этой задачи мало внимательно читать этикетки - их нужно уметь читать грамотно, т.е. разбираться в классификации моторных масел и знать, какая марка подходит именно вашему автомобилю.

О необходимости использовать смазочные материалы для поддержания в хорошем состоянии любых инструментов человечество догадалось очень давно. Для чего в принципе механизмам нужна смазка? Дело в том, что на поверхности металлических деталей образуются микроскопические неровности, не видимые невооруженным глазом. Соприкасаясь между собой, неровности могут увеличиваться, что рано или поздно приводит к сбоям в работе механизма, а затем и к полному его разрушению. Маслянистая субстанция, используемая в качестве смазки, обволакивает трущиеся детали очень тонким, но прочным слоем, предохраняя их от "нежелательных контактов", снижая трение и препятствуя возникновению зазоров. В результате механизм служит не только надежнее, но и дольше.

Долгое время в качестве смазочных люди использовали материалы, созданные самой природой - масла растительного происхождения или жир животных. Только во второй половине XIX века на смену им пришли продукты переработки нефти. С тех пор развилась целая гигантская индустрия по выпуску всевозможных минеральных, синтетических и полусинтетических смазочных материалов, разобраться в изобилии которых не так просто.

Проблема выбора подходящего масла для "сердца" автомобиля - его двигателя - встает перед каждым, кто хочет, чтобы машина "бегала" как можно дольше и чтобы бензина она "ела" поменьше. Для успешного решения этой задачи мало внимательно читать этикетки - их нужно уметь читать грамотно, т.е. разбираться в классификации моторных масел и знать, какая марка подходит именно вашему автомобилю.

Прежде всего необходимо помнить, что моторное масло в принципе должно выполнять две, казалось бы, взаимоисключающие функции: обладать максимальной текучестью и в то же время как можно плотнее "прилипать" к поверхности деталей. В наших климатических условиях особенно важно, чтобы масло не теряло ни одного из этих свойств. Зимой оно не должно застывать, иначе двигатель при старте будет проворачиваться "всухую"; летом не должно испаряться при сильном нагреве. Соответственно, для выполнения первой функции масло должно быть как можно более жидким, для выполнения второй - напротив, по возможности густым. Как совместить несовместимое? Есть два пути. Во-первых, можно ограничиться использованием "летних" и "зимних" сортов масла. Второй способ предполагает применение специальных загущающих присадок, которые называют модификаторами вязкости. При низких температурах присадки, условно говоря, "отдыхают", включаясь в работу лишь тогда, когда мотору становится действительно "жарко".

Итак, первый принцип классификации моторных масел основывается на такой характеристике, как вязкость. Наибольшей популярностью в мире пользуется система, разработанная американской Ассоциацией инженеров автомобилестроения

SAE (Society of Automotive Engineers). Согласно стандарту SAE J300, моторные масла подразделяются на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, и 25W) и пять летних (20, 30, 40 и 50) марок. Сдвоенный номер употребляется для обозначения всесезонного масла (5W-30, 5W-40, 10W-50 и т.д.). Буква W в маркировке обозначает "winter" (зима). Вместе с тем слепо следовать указаниям маркировки тоже нельзя, потому что двигатели разных марок автомобилей существенно отличаются друг от друга по множеству показателей, включая особенности конструкции, применяемые материалы и даже качество обработки поверхностей. Так, для наших "Жигулей" целесообразно подбирать моторное масло, руководствуясь следующей таблицей:

5W-30 от -30 до +20

5W-40 от -30 до +35

5W-50 от -30 до +45

10W-30 от -25 до +30

10W-40 от -25 до +35

10W-50 от -25 до +45

15W-30 от -20 до +35

15W-40 от -20 до +45

15W-50 от -20 до +45

20W-30 от -15 до +40

20W-40 от -15 до +45

Кроме загущающих, в состав масел входит целый ряд других присадок (моющие, противопенные, антикоррозионные и др.), которые в целом составляют 15-20% объема хорошего масла.

Вторым важнейшим принципом классификации моторных масел является совокупность эксплуатационных свойств API.

Эта система разработана Американским институтом нефтепродуктов (American Petroleum Institute) и его европейским аналогом АСЕА. Благодаря этой системе каждый может подобрать масло, наилучшим образом подходящее к типу двигателя конкретного автомобиля с учетом его возрастных характеристик.

По классификации API масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S (SG, SH или SJ), для дизельных - буквой С (CC, CD, CF, CG). Вторая буква, присваиваемая в алфавитном порядке, указывает уровень качества, который тем выше, чем "моложе" продукт. Так, класс SJ появился на рынке только в прошлом году, вытеснив своего предшественника SH. Большинство мировых производителей выпускают универсальные масла, пригодные как для дизельных, так и для бензиновых двигателей. В этом случае в классификации по API мы обнаружим сочетание индексов, например SH/CD, SF/CC или SJ/CF.

Таким образом, если на этикетке моторного масла вы встречаете маркировку SJ, можете быть уверены, что это масло гарантированно годится для автомобилей последних лет выпуска. Масла типа SH относятся к предыдущему поколению и стоят значительно дешевле. И, если у вас автомобиль выпуска 1994-1989 годов или старше, остановите свой выбор именно на масле SH, потому что распространенное правило "дорого, да мило, дешево, да гнило" в данном случае как раз не работает, ведь это масло и создавалось специально для автомобилей этих лет.

В Европе существует своя система классификации, разработанная Ассоциацией европейских производителей автомобилей (АСЕА). В рамках этой системы все бензиновые (индекс А) и дизельные (индекс В) масла подразделяются на три категории: для напряженных, средних и маломощных двигателей (соответственно, 1, 2 и 3). Индексация производится в соответствии с годом выпуска. Так, если на этикетке стоят цифры "96", это значит, что стандарт на масло принят в 1996 году. Теперь вы легко расшифруете любую этикетку по классификации АСЕА. Например, маркировка А3-96 будет обозначать, что вам предлагают масло для недавно выпущенного автомобиля с бензиновым двигателем по стандарту 1996 года. По классификации API это масло соответствует группе SJ, а по некоторым характеристикам качества даже превосходит американский продукт.

Еще одна группа символов, с которой вы можете встретиться на этикетке банки моторного масла, выглядит как кодировка ЕС1 и ЕС11. В данном случае ЕС означает сохранение энергии (energy conservation). Производители уверяют, что масло с маркировкой ЕС1 экономит до 1,5% топлива, а с маркировкой ЕС11 - до 2,5%. В реальности проверить истинность этих утверждений довольно сложно, потому что цифры получены при испытаниях в лабораторных условиях. Так или иначе, наличие символов ЕС может служить гарантией технической "продвинутости" производителя, что само по себе приятно.

Наконец, на некоторых этикетках вам может встретиться название какой-нибудь крупной автомобилестроительной фирмы, например, Ford или Mercedes, как правило, расположенное так, чтобы сразу броситься покупателю в глаза. Подобная отметка говорит о том, что компания одобрила применение той или иной группы масел для своих автомобилей.

Умение грамотно читать этикетки при покупке моторного масла поможет вам сэкономить деньги, время и нервы. Но одного теоретического знания все-таки недостаточно. Полезно также иметь в виду некоторые особенности нашей действительности, чтобы не делать лишних ошибок.

Совет первый. Импортное моторное масло предпочтительнее отечественного. Как ни печально признавать, но пока ситуация складывается именно таким образом. И дело здесь вовсе не в том, что мы не умеем производить качественное масло: просто рынок сегодня завален множеством дешевых подделок, зачастую вообще не имеющих никакого права называться "моторным маслом".

Совет второй. Руководствуйтесь "принципом достаточности". Даже самое дорогое импортное масло может оказаться совершенно неподходящим для вашего автомобиля. Помните о характеристиках вязкости, погодных условиях, в которых вы собираетесь эксплуатировать свой автомобиль, наконец, о том, в каком году он был выпущен. Применение дорогих синтетических масел в автомобилях ГАЗ, "Москвич" выпуска ранее 1990 года и первых моделей "Жигулей" категорически не рекомендуется.

Совет третий. Во время обкатки нового автомобиля заливайте минеральное или полусинтетическое масло. Более дорогая "синтетика" образует на поверхности соприкасающихся деталей дополнительную пленку, которая не даст им как следует "притереться" друг к другу.

Совет четвертый. При переходе на новую марку масла обязательно промойте двигатель. Лучше всего использовать специальное промывочное масло той же фирмы, что и новое моторное.

Совет пятый. Для определения интервалов замены масла руководствуйтесь особенностями эксплуатации автомобиля. Режим коротких поездок, с частыми остановками и стартами, требует более частой замены масла. В остальных случаях можно придерживаться следующей схемы: минеральное масло меняйте через 10-15; полусинтетическое - через 15-20, синтетическое - через 25 тыс. км пробега. Масляный фильтр меняйте чаще, чем масло - приблизительно через каждые 10 тыс. км.

Если вы будете следовать этим рекомендациям, мы уверены, что ваш автомобиль будет служить вам долго и надежно, принося больше радости, чем огорчений.

05.08.2012

Прочитано: 2848 раз



Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Haval Dargo
Акцент на брутальность

Haval Dargo

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как за рулем не уснуть в дальней дороге

Неизвестные «Волги»
Неизвестные «Волги»

от ГАЗ 24 до 31029

Тест-драйв Chery Tiggo 8 Pro e
ПРАКТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Chery Tiggo 8 Pro e

Creta больше не эталон?
Creta больше не эталон?

Обзор компактных кроссоверов 2020