Chevrolet

Обзор Chevrolet Citation 1980

Обзор Chevrolet Citation 1980

Обзоры и тесты





Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать

Смена курса

CarExpert.ru 01.08.2011

Chevrolet Citation 1980

В.П.



Когда в апреле 1979 дебютировал новый компакт Chevrolet (как модель 1980 года), стало ясно, что гигантская армада General Motors исполняет поворот «все вдруг». Переднеприводные модели объявились не только под «косым крестом», но и под марками Buick, Oldsmobile и Pontiac - разом. Линия X-body - единая корпоративная платформа, на которой создавались разнообразные варианты компактных легковушек.

Название Citation звучало странновато: при чем тут «цитата»? Хотя англо-американское citation – многозначное слово, и одно из его значений – благодарность в приказе по воинской части. Публичное поощрение – за новаторский подход к делу.

Предвестник моды

Модель Citation появилась сразу в нескольких вариантах: 3- и 5-дверный «хэтчбеки», а также 2-дверный 3-объемный седан. Компакт выглядел как надо: ладно скроен и крепко сшит. Вместе с тем, отточенной аэродинамикой новый Chevrolet не блистал: коэффициент сопротивления воздуха равнялся 0,417. Так себе. Маркетологи позиционировали Citation как 5-местную легковушку, и в салоне действительно размещались пятеро взрослых – вместе с поклажей. В интерьер не вторгался трансмиссионный туннель, так что пространство для ног имелось – и спереди, и во 2-м ряду. И для багажа место оставалось: при полной посадке по местам погрузочное пространство «хэтчбека» составляло 570 л. А при складывании спинок задних сидений грузовой отсек увеличивался до 1165 л; гибкая вариабельность.

Переднеприводный компакт Chevrolet рекламировался как автомобиль для молодых людей всех возрастов.
Переднеприводный компакт Chevrolet рекламировался как автомобиль для молодых людей всех возрастов.


«Штатное» информационно-развлекательное и комфортное оснащение Citation не отличалось богатством: радио, вентиляция и отопление салона – плюс прикуриватель. А также средства защиты водителя и пассажиров: телескопическая рулевая колонка, пояса безопасности… Среди платных опций – кондиционер, электростеклоподъемники, регулируемая по углу наклона «баранка» Comfortilt, «круиз-контроль», часы, центральная блокировка дверных замков и т.д. Едва ли не любой каприз за ваши деньги.

Правильные пропорции, привлекательная внешность
Правильные пропорции, привлекательная внешность


Модели X-body стали первыми американскими легковушками с передними ведущими и поперечным силовым агрегатом. Двигатель стыковался с 2-вальной КПП, причем первичный вал коробки проходил соосно с коленчатым валом. Простое и элегантное решение, которое американский инженер Walter Christie предложил еще в начале XX в. Европейские автомобилестроители освоили схему Кристи в середине 60-х, и с конца 70-х переднеприводные легковушки создавались почти исключительно с силовыми агрегатами подобной конфигурации. Между прочим, У.Кристи и нам не чужой: в начале 30-х по его проекту в СССР создавались неординарные танки БТ. Такая вот перекличка…

В салоне более-менее свободно располагались пятеро взрослых.
В салоне более-менее свободно располагались пятеро взрослых.


Вообще-то первыми в США переднеприводными субкомпактами считаются Dodge Omni / Plymouth Horizon – на пару лет раньше, чем модели GM X-body. Однако Horizon и Omni представляли собой, в сущности, переименованные французские автомобили - Chrysler-SIMCA-Talbot. Тогда как Citation (а также близко «родственные» Buick Skylark, Oldsmobile Omega и Pontiac Phoenix) – натуральный американский продукт. Мало того, легковушки X-body стали первыми в мировом автомобилестроении с поперечно расположенной (спереди) V-образной «шестеркой» - бесспорно.

Передняя панель в стандартном и в «спортивном» оформлении. Рычаг КПП на колонке – или на полу между передними сиденьями.
Передняя панель в стандартном и в «спортивном» оформлении. Рычаг КПП на колонке – или на полу между передними сиденьями.


Иначе говоря, компактный Chevrolet, который теперь выглядит обыкновенно и даже скучно, в 1979 произвел сенсацию. Модели GM X-body стали, по сути, законодателями новой моды, которая господствует во всем мире и посейчас. Агрегаты и узлы Citation монтировались на несущей структуре из тонколистовой стали (с передним подрамником). «Линейка» двигателей состояла из двух вариантов: заслуженный 8-клапанник Iron Duke 151 и новая V-образная «шестерка» LE2. Чугунные конструкции с верхними клапанами (толкающие штанги и коромысла), электронное бесконтактное зажигание. Рабочий объем «четверки» - 2471 миллилитр, степень сжатия – 8,2. С карбюратором Rochester двигатель выдавал до 91 л.с. (SAE «нетто») при невысоких 4 тыс. оборотов. Тогда как LE2 (степень сжатия – 8,5) литражом 2838 «кубиков» развивал с карбюратором Varajet II до 117 сил при 4800 мин-1. Неслабо по тем временам.

Оставалось позавидовать счастливым обладателям новой легковушки.
Оставалось позавидовать счастливым обладателям новой легковушки.


Кроме ручной 4-ступенчатой КПП (синхронизаторы на всех передачах), за доплату предлагался также 3-скоростной гидромеханический «автомат» THM-125. Что касается ходовой, то спереди у Citation стойки McPherson, а сзади легкая неразрезная балка на продольных направляющих рычагах (с поперечной тягой Панара). Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. В целом один в один с советским «Москвичом-2141». Покрышки размером 185SR (радиальный корд) монтировались на смешные, по нынешним понятиям, 13-дюймовые колеса. Штампованные, естественно, из стали. Реечный рулевой механизм за доплату оснащался гидросервоусилителем, «баранка» делала 3,5 (3,15 с сервоусилителем) оборота от упора до упора. Тормоза у Citation спереди с вентилируемыми дисками (диаметром 247 мм), сзади барабаны. Вакуумный сервоусилитель и, само собой, никакой ABS. По испытаниям 1979 года, со скорости 96,5 км/ч (60 миль) «хэтчбек» остановился на расстоянии в 43,9 м. Тогда такую дистанцию считали нормальной…

Компактный силовой агрегат выстроен по классической схеме Уолтера Кристи.
Компактный силовой агрегат выстроен по классической схеме Уолтера Кристи.


Автомобиль года

В длину 5-дверный «хэтчбек» насчитывал 4488 мм, в ширину - 1735, в высоту - 1349 (под стандартной нагрузкой). Колесная база - 2664 мм, колея - 1490/1447 мм. Снаряженный вес тест-автомобиля с V-образной «шестеркой» и 3-скоростным «автоматом» - 1235 кг (при «развесовке» по осям 63/37%). «Хэтчбек» в такой комплектации разгонялся, по испытаниям 1979 года, с места до 96,5 км/ч (60 миль) за 11,8 сек. Скорость достигала 170 км/ч (с ручной КПП). В среднем по тест-драйву, Citation расходовал 12,25 л бензина на 100 км пробега в городском режиме и 11,5 л на шоссе. На современный взгляд, не особенно экономичный автомобиль, но 3 десятка лет назад…

В 1979 дилеры запрашивали за 5-дверный Citation с 4-цилиндровым Iron Duke от 4.580 долл. («упакованная» тест-машина вылилась аж в 7.125 долл.). Подходящая цена для привлекательной легковушки, и новые компакты Chevrolet сразу стали расходиться как горячие пирожки. Сборочный завод в Оклахоме не справлялся со спросом, и покупателям приходилось ожидать свое приобретение подчас до 9 месяцев.

Автообозреватели с воодушевлением расписывали достоинства новой модели, а авторитетное издание Motor Trend присвоило Citation почетное звание «Автомобиль года 1980». В первый же год удалось продать 800+ тыс. переднеприводных Chevrolet; угар. Но вскоре наступило отрезвление: качество исполнения/сборки Citation оставляло желать много лучшего. Посыпались бесчисленные рекламации, и новая легковушка (вместе с «родственными» моделями Buick, Oldsmobile и Pontiac) побила все рекорды по количеству отозванных для отладки экземпляров…

«Хэтчбеки» Citation отличались гибкой вариабельностью полезного пространства.
«Хэтчбеки» Citation отличались гибкой вариабельностью полезного пространства.


Вдобавок сказались «детские болезни» переднего привода: так, компактный Chevrolet страдал «силовым» подруливанием при разгоне. Избавиться от неприятной особенности удалось только к 1982 модельному году. Кроме того, в 1982 двигатели оснащались впрыском бензина (электроника) – вместо карбюраторов. А также 3-компонентными каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов. Максимальная мощность «шестерки» LE2 увеличилась до 137 л.с., лучше стала динамика автомобиля. Прогресс.

Но так или иначе, имидж Citation пострадал, и продажи резко упали. Всего с 1979 в свет вышел миллион 642,6 тыс. компактов Chevrolet, а посреди 1985 модельного года первую массовую американскую легковушку с передними ведущими сняли с конвейера. Взамен появились новые переднеприводные модели – разных марок. Смена курса состоялась.

В 1981 появилось спорт-исполнение X-11; полная гамма.
В 1981 появилось спорт-исполнение X-11; полная гамма.


Иллюстрации Chevrolet, GM.

© CarExpert.ru

01.08.2011

Прочитано: 2171 раз



Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Кроссовер за полцены
Кроссовер за полцены

Обзор рынка подержанных кроссоверов

Как выбрать подержанный автомобиль
Как выбрать подержанный автомобиль

Советы эксперта

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как не уснуть за рулем в дальней дороге

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Lifan X70
На новую ступень

Lifan X70

Lada Vesta SW Cross
Красота спасет...

Lada Vesta SW Cross