CarExpert.ru

Skid pad и восьмерка MT

Skid pad и восьмерка MT

 





Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать

Знак бесконечности

CarExpert.ru 26.04.2009

Skid pad и восьмерка MT

В.П.



Испытать 4-колесного друга на пределе держания дороги, проверить свое мастерство вождения и технику скоростного руления – кто из настоящих «драйверов» откажется от удовольствия? Вот только закрытых автодромов пока маловато, а гонять «на грани» по улицам и дорогам общего пользования не стОит. Политически некорректно и наказуемо.

Между тем известны и широко практикуются (в Северной Америке и не только) простые и в высшей степени увлекательные упражнения – испытательные и спортивные. Например, «круговая площадка» (skid pad); затягивает сильнее компьютерных «игрушек». Но пользы гораздо больше.

Пони бегает по кругу

Всего-то и нужна горизонтальная площадка с ровным покрытием ходовой поверхности - метров на 65 внешнего диаметра. На ней размечается краской и обставляется вешками правильная окружность радиусом, скажем, 30 м. Обычно гоняют по skid pad диаметром 200 футов (60,96 м), однако международный стандарт тут ничего не значит. Сойдет и 60 м – главное, чтобы не слишком маленькая.

Выруливаете на площадку и принимаетесь нарезАть круг за кругом. И само собой, стремитесь показать приличное время: в том-то и смысл упражнения. Насколько цепко автомобиль держит дорогу? Допустим, гоняете вы на своей тюнинг-«калине» ВАЗ-2119 по skid pad номинальным диаметром 60 м. То есть, длина окружности – 188,5 м, и вы раз за разом проходите его сначала по часовой стрелке, а потом против. Или в обратном порядке, причем время по часовой окажется заметно хуже, чем против стрелки. (Имеется в виду машина с левым рулем; на праворулевой как раз наоборот).






Pontiac G8 пилит по "бесконечному виражу".
Pontiac G8 пилит по "бесконечному виражу".


Дело тут в асимметричной посадке водителя, который своим весом дозагружает левые колеса. И тем самым усугубляет действие центробежной силы; невыгодное перераспределение вертикальных реакций на колесах ухудшает держание дороги – и результаты заездов. Движение против часовой стрелки - совсем другое дело: теперь вес водителя компенсирует центробежную силу. Вертикальные реакции на колесах перераспределяются не так сильно, машина лучше держит дорогу – и результаты получаются лучше.

Так или иначе, обычно из множества попыток выявляют по 2 быстрейших круга туда и обратно (всего 4) - и выводят среднее. Положим, вы проходите окружность длиной 188,5 м на «калине» примерно за 12,6 сек. То есть, держите скорость в 14,96 м/сек. Или 53,856 км/ч; пересчитаем в боковое (нормальное) ускорение. Возводим 14,96 в квадрат (223,8) и делим на радиус «площадки»: 7,46 м в секунду за секунду. Теперь делим на 9,8067 м/сек2 (для земного тяготения) и получаем 0,7607 g – 76,07% от ускорения свободного падения. Не блестяще – посредственный результат для семейного «хэтчбека»; например, обновленный Golf в исполнении GTI держал боковое ускорение до 0,87 g. Так что ищите скрытые резервы.




Поражает воображение

А какой тут потолок? Планка skid pad выставлена высоко, и здесь есть свои «звезды». Так, легендарный Ferrari Enzo держал на 200-футовой «круговой площадке» боковое ускорение до 0,96 g – точно как чудовищный Bugatti EB16.4 Veyron и колоссальный Lamborghini Murcielago LP640. Культовый Porsche Carrera GT показал себя сильнее: 0,99 g. Бесподобный Mitsubishi Lancer Evo MR образца 2008 превзошел естественный порог и достиг 1,01 g! Выше ускорения свободного падения.

Дело не в арифметике (меньше единицы или больше), а в физике. Ведь принято считать, что коэффициент сцепления шин с дорогой не превосходит 1. А когда он выше, то резина как бы «липнет» к ходовой поверхности; характерно для гоночных «сликов», но только не для нормальных «уличных» покрышек. Тогда как «эво» MR выступал на Yokohama Advan A13: особая спорт-резина, но вовсе не липкие «слики».

И от «активной» аэродинамики мало толку: на 200-футовой skid pad автомобили идут не быстрее 60-65 км/ч. На столь малых скоростях ни «антикрылья», ни диффузоры Вентури еще не дают практически никакого прижима. Поэтому все упирается в коэффициент сцепления, и если он ограничен 1 (единица), то способа превзойти порог ускорения свободного падения не видно. Параллелограмм сил не вытанцовывается. А вот поди ж ты…

Правда, у другой группы обозревателей MMC Evo MR держал только 0,95-0,96 g – на тех же шинах Yokohama. Замечено, что среди обозревателей есть «оптимисты», склонные слегка завысить динамику тест-машины (приведенные выше результаты как раз оттуда). И «пессимисты», у которых тот же самый автомобиль всегда выступает слабее, чем у «оптимистов». Вот и «эво» MR… Вы не поверите, но даже и в «оптимистической» оценке он не рекордсмен 200-футовой skid pad: недавно устрашающий Chevrolet Corvette ZR1 достиг якобы 1,06 g. Причем у «пессимистов» - на шинах Michelin Pilot Sport 2. А по сведениям от обозревателей-«оптимистов», им удалось раскрутить ZR1 на невероятные 1,1 g! Правда, не сообщается на каких покрышках; видимо, тоже «мишленки». Мало того, на тот же самый уровень бокового ускорения (1,1 g) они вывели также и заднемоторный Porsche 911 GT2; тип резины не уточняется.

Однако у «пессимистов» 911-й GT2 показал (на покрышках Michelin Pilot Sport Cup) всего лишь 0,99 g. Как таковой результат превосходный, но до 1,1 g ему далеко. Мало того, в 2006 британский супер-спорт Ultima GTR держал среднее боковое ускорение в 1,176 g. Фантастика! Считается официальным рекордом 200-футовой «площадки» (установлен под контролем независимых наблюдателей и т.п.); к сожалению, неясно, на какой резине.

Как видно, имеет место разброс показаний, что само по себе и не удивительно. Ведь они сопоставимы, строго говоря, только в пределах одной и той же skid pad. Даже при одинаковом радиусе, площадки различаются особенностями и качеством ходовой поверхности, поэтому 0,99 g в Мельбурне и 0,99 g в Нагое не обязательно эквивалентны. Сказываются также неточности замеров: боковое ускорение считается по вроде как нехитрой формуле:

a = 2 π r / t2,



где r – фактический радиус skid pad (метры), t – время на круге (секунды). А ее коварство в том, что время входит в расчеты в квадрате, – да еще и в знаменателе. Поэтому ошибки измерений усугубляются1. Реально пройденное расстояние тоже «гуляет» - просто потому, что водители-испытатели не держат номинальную окружности. Чуть дальше от центра, чуть ближе – погрешности в плюс-минус 1,5% практически неизбежны. Так что не преувеличивайте разницу между 0,85 и 0,86 g; она условна.

Понятно, что техника вождения на skid pad для одной легковушки не совсем такая (совсем не такая), как для другой. Скажем, для переднеприводной – и классической компоновки. А еще с трансмиссией 4WD; причем тут опять разница – постоянный полный привод (MMC Evo MR) или автоматическое подключение заднего моста. И т.д. Так, заднеприводный автомобиль классической архитектуры скорее всего идет по кругу в перманентном «силовом» заносе – с контролируемой пробуксовкой ведущих колес. Переднеприводная машина, которая под «газом» проявляет недостаточную поворачиваемость, управляется иначе – скорее всего без пробуксовки. Причем правильная манера управления зависит от «развесовки» по осям. А также, например, от наличия (отсутствия) дифференциала повышенного трения в ведущем мосту. От выбора резины – и от тысячи иных обстоятельств. Ищите наилучший подход – и обрящете.

Экзотический Ultima GTR: на "круговой площадке" ему нет равных. И не только на skid pad…
Экзотический Ultima GTR: на "круговой площадке" ему нет равных. И не только на skid pad…


По существу skid pad – не что иное, как бесконечно длящийся вираж заданной кривизны. Исключительно удобно для состязаний – и для испытаний автомобиля на держание дороги. А также водительского мастерства. Кроме того, меняя резину (и давление воздуха в шинах), играя настройками подвески и т.п., вы находите самые сильные варианты, - не отходя от кассы. Скажем, поставили спереди пруток поперечного стабилизатора потолще – и проверили на круге. Потом прибавили сзади: как изменилось время? Смонтировали сзади пружины пожестче: как идет машина? Поменяли амортизаторы…

Вариантов чрезвычайно много, а игра на skid pad неисчерпаема как атом. И не только на сухой, но и на мокрой тоже. Причем не нужно ждать милостей от природы (дождя): «площадку» нетрудно поливать во время заездов – хоть из шланга. Ну а зимой…

Восьмерка на боку

«Круговая площадка» дает замечательные возможности для испытаний автомобилей. И для состязаний: кто быстрей? Но все же заезды по правильной окружности бедноваты по сравнению с условиями повседневного вождения – и с реальной автоспортивной обстановкой. Во–первых, движение в каждом заезде всегда в одну сторону – по часовой стрелке или против. А поэтому, во-вторых, очень уж мало активного руления: не приходится ни входить в вираж, ни выходить из него. Никакой смены направлений – как в «связке» поворотов. На skid pad поймал правильный угол поворота «баранки» - и нарезай круг за кругом. Даже вздремнуть не возбраняется…

В-третьих, практически не нужна игра «газом», - уже не говоря о переключении передач. В-четвертых, нет ни разгонов, ни торможений: однообразно-монотонное движение (хотя и на пределе возможностей). В общем «круговая площадка» по-своему хороша, но простовата. Нужно еще какое-то упражнение - посложней и побогаче возможностями. Причем желательно с приличной сопоставимостью результатов, когда 26,5 сек. на дистанции, как говорится, и в Африке 26,5 секунд.

Никому не запрещено выступать по своей, оригинальной схеме: дерзайте. Однако прежде невредно познакомиться с мировым опытом, - чтобы не изобретать велосипед. И наверное, самое интересное из известных типовых испытаний - «восьмерка MT». Что значит MT – отдельный разговор. А восьмерка, лежащая на боку, в математике означает бесконечность. Вот и «восьмерка MT»: бесконечные возможности…

Как видно из рис., пара стандартных «круговых площадок» связана двумя прямыми - крест-накрест. Только и всего. Номинальный радиус окружностей – 30,48 м (ровно 100 футов), расстояние между их центрами – 152,4 м (500 футов). Так что нужна площадка длиной не меньше 225 м и шириной где-то 65 м; всего около 150 «соток». А протяженность маршрута посчитайте самостоятельно (кое-что из планиметрии и тригонометрии). Дело тут не в заданном количестве метров; главное, - сопоставимость результатов. Чтобы вы могли сравнивать время на «восьмерке MT» не только между собой, но и, так сказать, во всемирном масштабе.

Конфигурация "восьмерки MT": гениальная простота.
Конфигурация "восьмерки MT": гениальная простота.


Кроме шуток, раз ваша «восьмерка» по конфигурации, размерам и качеству ходовой поверхности соответствует стандарту MT (Motor Trend), то время, которое вы показали на своей «калине», в принципе сопоставимо с результатами заездов в Северной Америке. В Австралии, в Японии. (При тех же оговорках, что и для «круговой площадки»). Вы заочно состязаетесь с самыми интересными автомобилями – и с профессиональными обозревателями-испытателями. Разве не в кайф?

Принято, что заезд стартует (с ходу, естественно) в точке выхода из левого виража – на прямую протяженностью без малого 140 м. Интенсивно разгоняетесь и (после резкого торможения) заруливаете в правый поворот. Исполняете вираж (примерно на 227о) и выходите на 2-ю прямую. Второй поворот (по часовой стрелке) на леворулевом автомобиле проходится, естественно, чуть медленнее первого. Снова разгон – на 2-й прямой… Общая протяженность своеобразной трассы – 521 м; так и продолжайте: круг за кругом - пока не надоест. Каждая «восьмерка» аккуратно хронометрируется, а потом вы смотрите результаты. И делаете выводы.

Мгновенная скорость меняется от одного участка к другому резко – перепад от низшей до высшей раза в 2 с лишним. Но вряд ли вам удастся хоть в одной точке выйти за 120-125 км/ч; «восьмерка MT» - не самая быстрая трасса. Разве что вы гоняете на Ferrari F430 Scuderia, обутом в «липкие» R-покрышки Hoosier. И владеете техникой скоростного руления… А так – ни разу не быстрее 105-110 км/ч. Поэтому игры на «восьмерке» не особенно опасны – все в пределах разумного. Но аэродинамика здесь уже включается в игру - на прямых; мощное «антикрыло» и диффузор Вентури могут заметно улучшить время на круге. И в отличие от «круговой площадки», где мощность и тяга двигателя мало что значат, на «восьмерке» от возможностей силового агрегата зависит многое.

Разбор полетов

Организовали у себя «восьмерку MT» и упражняйтесь на здоровье. Испытывайте технику - в вариантах настроек, шлифуйте личное мастерство. Сравнивайте результаты заездов между собой – и с признанными образцами. Между прочим, здесь разницы между «оптимистами» и «пессимистами» нет, поскольку такие заезды проводит пока только одна группа обозревателей. Так, мало кому известный американский ультра-супер-спорт Mosler MT900 Photon несколько лет назад показал на «восьмерке» фантастическое время: 23,3 сек. Причем в конце первой прямой он достиг мгновенной скорости в 134,5 км/ч! Улет… Лишь 0,1 сек. уступил «фотону» другой умопомрачительно быстроходный «американец» - 2-местный Saleen S7 Twin Turbo, который регулярно участвует в гонках спорт-прототипов на длинных дистанциях. В том числе и в 24-часовых марафонах в Le Mans. И на коротенькой «восьмерке MT» он тоже силен; многогранный талант.

Графики скоростей на дистанции "восьмерки": красный - для великолепного Mosler MT900 Photon, синий - для рядового тест-автомобиля. В правом вираже "фотон" идет заметно быстрее, чем в левом. Обратите внимание на "засечки" переключения передач.
Графики скоростей на дистанции "восьмерки": красный - для великолепного Mosler MT900 Photon, синий - для рядового тест-автомобиля. В правом вираже "фотон" идет заметно быстрее, чем в левом. Обратите внимание на "засечки" переключения передач.


Corvette ZR1 преодолел мерную дистанцию за 23,7 сек., Porsche Carrera GT выступил чуть слабее – 23,8 сек. Полноприводный Nissan GT-R прошел маршрут за 24,3 сек., а классический Dodge Viper SRT10 Coupe образца 2006 проиграл ему 0,1 сек. Ferrari Enzo приотстал еще на 0,1 сек. Результат Lamborghini Murcielago LP640 (трансмиссия 4WD) – 24,6 сек. Два других полноприводных аппарата – EB16.4 Veyron, и MMC Evo MR со скромным 2-литровым турбомотором – выступили тика в тику: 24,7 сек. Великолепная «десятка» - и все, все, все остальные.




Достойные соперники, однако есть автомобиль, который превзошел их всех – с потрясающим временем в 22,9 сек. Конечно же, заднемоторный Porsche 911 – в крутом исполнении GT2; он единственный из всех пробил 23-секундный барьер. Хотя средняя скорость на круге – всего-то 81,9 км/ч. А ведь, похоже, рекорд всех времен и народов.

Время на «восьмерке MT» для некоторых из близких российскому автомобилисту моделей см. на CarExpert.ru – в рубрике «Обзоры автомобилей» (публикации В.П.). Например, обновленная Mazda3 в исполнении s Grand Touring прошла непростую дистанцию за 27,6 сек. И другие; список продлевается – до бесконечности.

Абсолютный чемпион "восьмерки MT": Porsche 911 GT2. Все "драйверские" достоинства в одной упаковке!
Абсолютный чемпион "восьмерки MT": Porsche 911 GT2. Все "драйверские" достоинства в одной упаковке!


Фото AP, Motor Trend, Porsche, Ultima Sport.


1
Гораздо разумнее не пересчитывать в g, а прямо сопоставлять время (скажем, на стандартной 200-футовой skid pad). Погрешности меньше. Но так уж исторически сложилось…

© CarExpert.ru

26.04.2009

Прочитано: 1628 раз



Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Кроссовер за полцены
Кроссовер за полцены

Обзор рынка подержанных кроссоверов

Как выбрать подержанный автомобиль
Как выбрать подержанный автомобиль

Советы эксперта

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как не уснуть за рулем в дальней дороге

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Lifan X70
На новую ступень

Lifan X70

Lada Vesta SW Cross
Красота спасет...

Lada Vesta SW Cross