CarExpert.ru

Car Audio

Car Audio

 



Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать

"Высокая верность" или "большие возможности"

Журнал «МОТОР» Апрель 2004

Car Audio

Макар Латынов



Из обозначения головного устройства можно почерпнуть информацию, которая поможет определиться с выбором. У большинства производителей кар-аудио "хед-юниты" имеют трехзначный индекс, первая цифра которого указывает на класс устройства - чем больше, тем, естественно, выше. При двух- или четырехзначных индексах эта схема сохраняется, то есть "девяткой" обозначается топ-модель, а "единичкой" или "двойкой" - наиболее скромная. Трехзначные индексы "европейского" Clarion данному принципу полностью соответствуют, при этом средняя цифра указывает на модельный год. То есть СD-ресиверы DXZ848RMC и DXZ748RMP, о которых пойдет речь ниже, относятся к самому свежему модельному ряду. Как и новинка от Panasonic - модель CQ-C9800. Здесь прямого указания на год выпуска нет, а вот первая "девятка" в индексе недвусмысленно говорит - это "топ".

СD-ресиверы DXZ848RMC и DXZ748RMP стоило бы расположить на одной ступеньке внутрибрэндовой иерархической лестницы, и вовсе не потому, что они различаются незначительно. Логика подсказывает, что больший цифровой индекс должен соответствовать технически более совершенному аппарату, с лучшими звуком и потребительскими свойствами, чем у предшественника. А здесь этого нет. Зато налицо идеологическая разноплановость: 848-я реализует концепцию "больших возможностей", а 748-я направлена на удовлетворение аудиофильских потребностей.

Главной "фенькой" первой является "улавливатель музыки" (music catcher), про который мы упоминали в предыдущем номере "Мотора" на примере Clarion 948RMP. Это "жесткая" память на 128 мегабайт, позволяющая записывать музыку в формате WМА. Хоть с компакт-диска, хоть с радио. В нижнем левом углу панельки имеется кнопочка, подпись у которой для автоаудио выглядит необычно: REC (рекордер, в смысле). Опыты "автомобильной звукозаписи" на флеш-карты и встроенные винчестеры уже были, но вот жесткая электронная память применяется впервые. Объема в 128 мегабайт хватает на 256 минут записи high-quality (HQ) или же на 353 минуты в режиме long-play (LP). В первом случае скорость потока (битрейт) составит 64 кбт/сек., а во втором - 48 (при частоте дискретизации 44 и 32 кГц соответственно). Это - "фиксированные" возможности стандарта WМА, менее гибкого в формировании "плотности" фонограммы, нежели МР3, но значительно более рационально расходующего ресурсы электронной памяти.

Весьма разумно организовано управление самим процессом записи. Отдельные кнопки ведают "перекидыванием" в память всего диска или конкретного трека (радиопрограммы). Комбинируя нажатия четырех основных кнопок с вращением энкодера, можно легко составлять "папки" и организовывать "вложения" (одноуровневые). Тот, кто писал МР3 или WМА на компьютере в удобном и наглядном "Вин-Ампе", знает, как непросто потом бывает сориентироваться в режимах бытового рекордера, как не хватает клавиатуры и "мышки". Здесь же интерфейс, что называется, интуитивно понятен и не требует долгого изучения инструкции. Хотя, конечно, "подсказки" - не на русском.

"Кларионовцы" утверждают, что в режиме LP объема памяти хватит на шесть CD (на самом деле, если принять "стандартную" продолжительность звучания СD за 50 минут, то даже больше). Это значит, что, загрузив чейнджер компактами, мы через некоторое время получим их WМА-копию, не подверженную механическим сбоям при воспроизведении. В этом главное преимущество "жестких" носителей перед дисками - возможность работы практически в любых условиях. Хоть на тракторе. А что качество похуже, так какое трактористу нужно качество...

Ввиду того, что пользователь "улавливателя музыки" априори согласен с некоторым снижением качества воспроизведения, 848-я оснащена более или менее стандартным звуковым трактом на основе однобитового цифро-аналогового преобразователя (ЦАПа). Тут-то и вспоминаем про как бы "младшую" модель 748, в которой нет "улавливателя", а разрядность ЦАПа - солидные 24 бита. Более того, 748-я дает потребителю больше возможностей цветовой настройки дисплея (728 оттенков против 80), имеет полезную функцию "звуковой круиз-контроль" (это когда громкость изменяется в соответствии с уровнем внешнего шума), вход для внешнего источника сигнала (АUX) и функцию "двух зон". Последняя означает, что для передних и задних пассажиров можно организовать независимое звуковоспроизведение (допустим, водитель слушает радио, а пассажиры - музыку с диска). Насколько это оправданно и не приведет ли к образованию звуковой каши в небольшом салоне автомобиля - другой вопрос; какие усилия нужно предпринять, чтобы тыловой звук не мешал фронтальному, пусть думает установщик. Возможно, подразумевается, что задние пассажиры будут пользоваться исключительно наушниками, но прямых указаний на это нет.

Список прочих способностей 848-й и 748-й моделей един. Тут и моторизованная (съемная, разумеется) передняя панель, и шестиканальный линейный выход (4 вольта, между прочим) с возможностью дистанционной регулировки сабвуфера, и цифровой "фильтр против искажений", восстанавливающий утраченные в результате сжатия гармоники. Так что по большому счету это две ипостаси одной конструкции с различиями, касающимися идеологии звучания.

Еще несколько интересных новинок на рынок кар-аудио вывела компания Panasonic. И как вывела! Модельный ряд 2004 года изобилует суперсовременными решениями, не применявшимися до сих пор в этой области. О многих мы расскажем позднее, после официальной презентации новинок в России. Пока же остановимся на технологии D-AMP, реализованной во флагманской модели CQ-C9800.

Суть ее такова. Традиционные усилители, встраиваемые в автомобильные магнитолы и СD-ресиверы, работают с аналоговым (плавно изменяющимся) сигналом. Их резервы по мощности и компактности на сегодняшний день практически исчерпаны, а публика требует все большего. Но тут имеются чисто физические ограничения, связанные с питающим напряжением - выше головы, как говорится, не прыгнешь. Существует несколько технологий так называемого цифрового усиления, когда полупроводниковые элементы (транзисторы) работают в режиме очень быстрого переключения. Как реле, только с неизмеримо большей дискретностью. Таким образом, цифровой сигнал, поданный на подобный усилитель с источника, преобразуется в модулированный аналоговый. Строго говоря, по такой же схеме работают и ЦАПы в СD-проигрывателях. Только там это небольшие микросхемы, выходной сигнал с них имеет очень маленькое напряжение. Пройдя необходимые стадии обработки, он усиливается уже аналоговыми усилителями.

Оказывается, можно обойтись вовсе без ЦАПа, если сделать мощные транзисторы, способные переключаться достаточно быстро. Такие уже несколько лет как созданы, но их распространение в звукотехнике ограничивалось все-таки недостаточным быстродействием, а значит, серьезными искажениями сигнала. Поэтому цифровые усилители применяются в основном там, где этот параметр (уровень искажений) не очень важен, но где важны другие преимущества "цифровиков" - компактность и термостабильность при высокой отдаваемой мощности (КПД - около 80%). Например, в сабвуферных каналах, так как на низких частотах человеческое ухо менее чувствительно к искажениям, чем на средних и высоких.

Внедрение цифрового усиления в компактные "однодиновые" источники сигнала открывает возможность полной "цифрофикации" автомобильного мультимедиа. До сей поры при изначально цифровых фонограммах приходилось в процессе обработки иметь дело с аналоговым сигналом. Во-первых, потому, что исходные коды DVD, СD-DА и, допустим, DAB (хотя последнее для нас не актуально) не унифицированы и приводить к единому знаменателю поток данных - это та же перекодировка, с соответствующим суммированием искажений. Поэтому обработка сигнала в аналоге представляется разумным компромиссом. В конце концов современные транзисторы и операционные усилители достигли такого качества, что способны обращаться с "музыкой" максимально бережно. Это касается и общего уровня искажений (линейных и нелинейных), и переходного затухания, и линейности. Только по одному параметру происходит ощутимое ухудшение - по уровню шумов. Здесь прогресс пока бессилен - биполярные транзисторы "шумят" по природе своей. Есть еще транзисторы полевые, но там другие сложности, связанные с возможным ухудшением других качественных параметров. Так вот, обработка, то есть разделение сигнала на частотные полосы (кроссовер), фазовая коррекция и эквализация в сложных автомобильных аудиосистемах осуществляется аналоговыми устройствами. А при необходимости введения временных задержек аналоговый сигнал часто приходится... опять делать цифровым! Получается двойная перекодировка. Но только так возможна реализация этой, чисто цифровой "фенечки".

Новая модель Panasonic ставит все с головы на ноги. Ну или почти на ноги. Почти - так как двойная перекодировка сигнала остается, но только для заведомо худшего по качеству источника музыкальной информации (радиосигнала). Теперь он, радиосигнал, будучи пойман антенной и пройдя необходимые стадии высокочастотного усиления и детектирования, отправляется прямиком на АЦП (аналогово-цифровой преобразователь), откуда выходит цифровым. Значит, его можно обрабатывать как угодно без потери качества. А для радио это более чем актуально, ведь количество помех в эфире много большее, чем в проводах.

Так. Теперь берем сигналы с радио и компакт-диска и делаем с ними все, что нам нужно, они полностью друг другу соответствуют. А потом отправляем на модулятор, приводящий цифровой поток в вид, с которым может работать цифровой усилитель мощности. К сожалению, Panasonic не уточняет принципа работы своих "оконечников", и мы не можем сказать, идет ли речь об усилении прямого цифрового потока с одновременным преобразованием в аналог или о широтно-импульсной модуляции. Но это для потребителя не особенно-то и важно. Важно, что потери от перекодировок в самой ответственной части (музыки с диска) сведены к абсолютному минимуму при сохранении возможностей обработки.

Фирма Panasonic впервые решила применить цифровые усилители мощности в автомобильном СD-ресивере. Видимо, сказался положительный опыт их использования в бытовых магнитолах и домашних кинотеатрах. В автомобиле, как известно, источники сигнала имеют заранее заданные размеры (форм-фактор 1 DIN), и втиснуть более мощный, чем сейчас, аналоговый усилитель в стандартный корпус уже практически невозможно. В связи с этим модель CQ-C9800 с цифровой технологией усиления становится лидером среди "хед-юнитов", ведь заявленная мощность каждого из четырех каналов составляет 70 Вт (в аналоговых аппаратах она не превышает 60 Вт - имеется в виду, конечно, пиковая мощность, номинальная вряд ли будет выше 20 Вт). И такой усилитель практически не выделяет тепла даже при работе на повышенной громкости.

Новинок, заслуживающих внимания, в этом году как никогда много. О них - в следующих номерах "Мотора". Мы постараемся ничего не пропустить.

© Журнал «МОТОР»

Апрель 2004

Полная версия этой статьи с иллюстрациями доступна
на сайте http://www.motormedia.ru

Прочитано: 2535 раз



Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Haval Dargo
Акцент на брутальность

Haval Dargo

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как за рулем не уснуть в дальней дороге

Неизвестные «Волги»
Неизвестные «Волги»

от ГАЗ 24 до 31029

Тест-драйв Chery Tiggo 8 Pro e
ПРАКТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Chery Tiggo 8 Pro e

Creta больше не эталон?
Creta больше не эталон?

Обзор компактных кроссоверов 2020