CarExpert.ru

Обгоны

Обгоны

 





Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать

Обгон и штрафы: предупрежден – значит вооружен

CarExpert.ru 06.05.2019

Обгоны

Дмитрий Сергеев



Обгон один из самых сложных и опасных маневров, и вполне понятно, что за нарушение здесь наказания очень строгие, вплоть до лишения водительского удостоверения. Но беда в том, что наши Правила дорожного движения (ПДД) во многом устарели, более того, те изменения которые были введены недавно не только не улучшили ситуацию, а наоборот добавили путаницы. В результате, там, где обгон действительно опасен, он может быть разрешен правилами, а за безопасный обгон запросто можно лишиться прав. Попробуем рассмотреть наиболее типичные сложные ситуации, связанные с обгоном.

Вначале о том, как Правила трактуют сам термин: “Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).




В самой формулировке уже есть ловушка, как быть в ситуации, когда разметки нет или она не видна (занесена снегом), в результате чего невозможно визуально определить, где начинается полоса, предназначенная для встречного движения? В таких случаях инспектор запросто может составить протокол о выезде на встречную полосу, за такое нарушение предусмотрен штраф 5 000 рублей или лишение водительского удостоверения от четырех до шести месяцев. Избежать наказания в таком случае возможно поможет фото- или видеофиксация места нарушения, обязательно с привязкой к местности и в протоколе обязательно следует упомянуть, что есть документальные доказательства. Желательно, чтобы на фото были ориентиры (номера домов, километровые столбы и т.д.). В случае несогласия с выводами инспектора в протоколе необходимо дописать, что водитель не согласен с предъявленным обвинением, ПДД не нарушал и описать свое видение ситуации. В протоколе обязательно должна быть подпись водителя.




Точно так же следует поступать в случае нарушения пункта ПДД 9.2, запрещающего выезжать на встречную полосу на дорогах, имеющих четыре полосы для движения или более, если дорожная разметка по тем или иным причинам не видна. Также надо действовать, если знак “Обгон запрещен” по тем или иным причинам не виден. ГОСТ Р 52289-2004 предписывает, что дорожный знак должен быть виден на расстоянии не менее 100 м. Не виден, значит его нет!

Теперь о том, в каких ситуациях запрещается обгон, здесь почти в каждом пункте ПДД есть ловушки, а то и несколько.




11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Что значит “полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии?” А если инспектору покажется, что расстояние недостаточное или он договорился со знакомым водителем, чтобы тот в протоколе написал, что ему была создана помеха для движения? В нашей стране это – это широко распространенная практика, особенно в южных регионах. Вообще общая беда наших ПДД, что в них ничего не прописано конкретно (критерии безопасности, дистанция, в ряде случаев зона действия знаков и т.д.).




11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

Это один из самых спорных пунктов, которым пользуются коррумпированные или неграмотные инспекторы. Появился он недавно из-за того, что почему-то отменили термин “двойной обгон”, который раньше был. Данный пункт означает, что если впереди идущее транспортное средство пошло на обгон, то его нельзя обгонять, даже если ширина проезжей части позволяет, то есть совершать тот самый “двойной обгон” Инспекторы часто пытаются привлечь к ответственности водителей, который совершают обгон вслед за впереди идущим транспортным средством, оставаясь в той же полосе, поскольку формулировка правил такая корявая, что формально обвинить водителя в нарушении ПДД можно даже в тех случаях, если кто-то впереди совершает обгон на расстоянии 10 км.

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

Как быть в ситуации, если водитель просто забыл выключить поворотник и едет так уже несколько километров?

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

На каком расстоянии следующего за ним? Нужны четкие критерии.

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Здесь все понятно, замечаний нет.




11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Также, без замечаний.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

Проблема в том, что не всегда есть знаки, по которым можно определить – главная дорога или второстепенная.

на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;

Как быть в ситуации, когда обгон начат, когда никаких пешеходов не было, и вдруг, они появились, взлететь? Поскольку от этого зависит жизнь людей, на пешеходных переходах обгоны должны быть запрещены в любой ситуации.

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

Хотя бы в одном месте правил четко определено расстояние, но проблема в том, что знаки есть далеко не всегда.

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

Мост может быть, столь небольшим, например, через ручей, что его можно и не заметить, в таких случаях обязательно должна быть дорожная разметка.




в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Где критерии? В ПДД нет термина “конец подъема”, где его конец и где начало?

Теперь о знаке 3.20 “Обгон запрещен”. В зоне его действия запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

То есть мопеды и мотоциклы можно обгонять, а велосипеды и самокаты нет? Почему нельзя просто написать – двухколесные транспортные средства? Еще одна проблема в том, что в ПДД нигде нет определения, что такое “тихоходное транспортное средство”. Оно есть только в документе “Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”.

”Тихоходное транспортное средство” – в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) – сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

А как быть если такой треугольник отсутствует и вообще если формулировки “тихоходного транспортного средства” нет в ПДД, то как можно водителей привлекать за нарушения правил?

С ответственностью за нарушения правил обгона тоже все непросто, такое впечатление, что закон не проходил проверку на предмет коррумпированной составляющей. По каким критериям водителей наказывать штрафом или лишением прав? Почему нельзя сделать проще, если водитель не оспаривает нарушение, то штраф и никаких судов?




В общем, к сожалению, на сегодняшний день ситуация такова, что за нарушения правил обгона водителя можно привлечь в любой ситуации, и даже если есть документальные подтверждения его невиновности, в суде что-либо доказать очень трудно. Обычная в таких случаях формулировка: “Нет оснований не доверять показаниям инспектора”.

А вообще уже давно пора навести порядок с ПДД, там ляпов полно не только с обгонами. Обязательно нужны новые правила, только написаны они должны быть грамотным, понятным языком, с привлечением специалистов по безопасности движения, юристов и т.д.




Фото CarExpert.ru

© CarExpert.ru

06.05.2019

Прочитано: 212 раз



Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Выбираем новое авто за 1 миллион рублей
Выбираем новое авто за 1 миллион рублей

Обзор рынка

Готовим автомобиль к лету
Готовим автомобиль к лету

Советы эксперта

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как за рулем не уснуть в дальней дороге

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Haval F7
Игра на опережение

Haval F7

Обзор рынка китайских кроссоверов
Китайские кроссовверы. Третья волна.

Обзор рынка кроссоверов из Китая