CarExpert.ru

Tatra T603

Tatra T603

 





Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать

Наособицу

CarExpert.ru 23.08.2011

Tatra T603

В.П.



Видимо, самая интересная из всех моделей, выпускавшихся в 50- и 60-е годы в странах «социалистического лагеря», - чешская Tatra T603. Неординарная легковушка народилась на свет в 1956: седан «премиального» (как теперь выражаются) класса.

В традициях марки

«Шестьсот третья» возникла не на ровном месте: наследница знаменитых моделей 77 и 87 – вместе с их неординарной архитектурой. Аэродинамичная легковушка «каплевидных» очертаний появилась на волне общего интереса к заднемоторной компоновке, но создатели 603-й пошли дальше других. В заднем свесе чешской легковушки монтировали не абы что, но V-образную верхнеклапанную «восьмерку»! Много ли подобного в истории автомобилестроения?

Новая T603 дебютировала в 1956 как седан «представительского» класса.
Новая T603 дебютировала в 1956 как седан «представительского» класса.


Своеобразный двигатель появился в начале 50-х: его монтировали на шасси экспериментального гоночного Tatra T607 monoposto. Продвинутая конструкция: полусферические камеры сгорания, 5-опорный «крестообразный» коленчатый вал (с полностью уравновешенными силами и моментами инерции). Центральный распредвал, ГРМ (по 2 клапана на цилиндр) с толкающими штангами и коромыслами, оребренные цилиндры из чугуна. Тогда как картер и головки цилиндров исполнялись из алюминиевого сплава. Конструктивно чешская «восьмерка» превосходила первые американские V8 нового поколения (Cadillac и Oldsmobile) – и нисколько не уступала новейшим 8-цилиндровым двигателям BMW.

Легковушка аэродинамичных «замыленных» очертаний выглядела во II половине 50-х довольно-таки необычно.
Легковушка аэродинамичных «замыленных» очертаний выглядела во II половине 50-х довольно-таки необычно.


Разве что охлаждение у «восьмерки» Tatra воздушное (а не жидкостное) – тоже в традициях марки. При диаметре цилиндров и ходе поршней 75 х 72 мм рабочий объем равнялся 2545 миллилитрам – гораздо меньше американских «восьмерок». Пара карбюраторов Jikov; со степенью сжатия 6,5 двигатель развивал до 95 л.с. при 4800 мин-1. Мотор стыковался с ручной 4-ступенчатой КПП, которая размещалась перед осью – примерно как у фольксвагеновского «жука». Агрегаты и узлы 603-й монтировались на несущей структуре из тонколистовой стали, интегрированной с кузовом. Ходовая вроде как на передовом уровне: независимая подвеска всех колес. Спереди стойки McPherson (редкое тогда новшество), а вот сзади – качающиеся полуоси. Опять-таки подобно немецкому «жуку» (правда, не с торсионами, а с винтовыми пружинами).

Поначалу T603 позиционировалась как 6-местный автомобиль.
Поначалу T603 позиционировалась как 6-местный автомобиль.


Покрышки (диагональный корд) размером 6.70-15 - в точности как у «Волги» ГАЗ-21. Рулевой механизм «шестерня-рейка» (тоже редкость по тем временам), тормоза, естественно, барабанные. В снаряженном состоянии 603-я весила 1545 кг – при «развесовке» по осям 44,5/55,5%. Надо сказать, неплохая для заднемоторного автомобиля «развесовка» – гораздо лучше, например, чем у злополучного Chevrolet Corvair 1960 года. И все же перегруженная задняя ось (вместе с жуткими качающимися полуосями) означала выраженную избыточную поворачиваемость. На дороге классная легковушка вела себя ничуть не лучше, чем «жук»: в граничных условиях «ввинчивание» в вираж, угроза заноса и разворота… Бесхитростная «Волга» ГАЗ-21 ездила стабильнее.

Силовой агрегат размещался сзади, а багажник находился под передним капотом.
Силовой агрегат размещался сзади, а багажник находился под передним капотом.


Впрочем, Tatra T603 – представительский седан, предназначенный в первую очередь для водителей-профессионалов (они возили «слуг народа»). Как-то справлялись… Руль (без всякого серво) довольно тяжелый, зато передачи переключались легко - хоть и не особенно четко. Объявленная (еще в 1956) максимальная скорость - 160 км/ч. Благодаря грамотной аэродинамике чешская легковушка могла поспорить с быстроходными западноевропейскими и американскими моделями.

Tatra T603 отличалась продвинутой вперед пассажирской кабиной. За спинками сидений 2-го ряда имел место дополнительный отсек для поклажи, тогда как бензобак размещался перед торпедо.
Tatra T603 отличалась продвинутой вперед пассажирской кабиной. За спинками сидений 2-го ряда имел место дополнительный отсек для поклажи, тогда как бензобак размещался перед торпедо.


Прогресс

Модель 1956 года отличалась неординарной внешностью: довольно крупная 4-дверная легковушка с покатой линией крыши. Так сказать, fastback. И пропорции своеобразные - с относительно короткой колесной базой и длинными свесами. «Татра» 50-х выдавалась из ряда, кроме прочего, застекленным светоблоком (3 фары) на передке. И воздухозаборниками на задних крыльях – для охлаждения двигателя. Вроде «ушастого» ЗаЗ-966 в конце 60-х годов…





Что характерно, Tatra T603 позиционировалась как 6-местный автомобиль. На переднем и заднем диванах и в самом деле свободно располагались пятеро взрослых. Правда, педали у 603-й заметно продвинуты вперед, и ногам тесновато между кожухами управляемых колес. Не особенно удобно. Рычаг переключения передач на рулевой колонке; вообразите длину тяг к КПП (и их податливость)… Никакого кондиционера и «электропакета» - разве что радио (в 50-е годы на вакуумных лампах). Плюс автономный бензиновый отопитель салона – как позже у «горбатого» ЗаЗ-965. Вот и вся роскошь.

Ручная сборка T603 на заводе Tatra в городе Копршивнице.
Ручная сборка T603 на заводе Tatra в городе Копршивнице.


Время шло – и «Татра» не стояла на месте: в 1963 литраж «восьмерки» сократили до 2474 «кубиков», зато мощность подняли до 105 сил при 5 тыс. оборотов. Неслабо для середины 60-х – раза в 1,5 мощнее, чем равный по литражу горьковский М21Д. Взамен 3-«глазого» светоблока появились 2 сдвоенные фары; модернизированная модель получила обозначение 603/2. С места до 96,5 км/ч (60 миль) Tatra 603/2 разгонялась, по независимым испытаниям, за 16 сек.; какая-никакая приемистость.

Стильный седан неплохо смотрелся на улицах старой Праги.
Стильный седан неплохо смотрелся на улицах старой Праги.


В 1970 «Татру» T603/2 укомплектовали дисковыми тормозами «по кругу» (вакуумный сервоусилитель). А в 1973 уникальный V8 воздушного охлаждения оснастили бесконтактным электронным зажиганием; 603-я как бы шла в ногу со временем. Несомненный прогресс, однако задняя подвеска осталась прежней – с теми же качающимися полуосями… И своеобразных повадок на дороге легковушка не изменила; леопарду не избавиться от своих пятен.




Tatra T603/2 продержалась в серии до 1975. Всего с 1956 построили без малого 20,5 тыс. экземпляров бесподобного автомобиля; «штучное» изделие. Около 1/3 общего выпуска экспортировали в страны Варшавского пакта, а также в Китай - и даже на Кубу. Говорят, Фидель Кастро до недавних пор ездил на белой 603-й: лидер кубинской революции ценил своеобразную легковушку. А в середине 70-х на смену 603-й пришла новая модель - T613. Тоже в традициях славной марки, но с радикально усовершенствованной ходовой. И все же Копршивнице становилось ясно, что заднемоторная архитектура изжила себя. Настали иные времена.

В 1962 появилась модернизированная модель T603-2 со сдвоенными фарами – вместо 3-«глазого» светоблока.
В 1962 появилась модернизированная модель T603-2 со сдвоенными фарами – вместо 3-«глазого» светоблока.


Иллюстрации Tatra.

© CarExpert.ru

23.08.2011

Прочитано: 2755 раз



Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать: