CarExpert.ru

Tatra T603

Tatra T603

 





Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать

Наособицу

CarExpert.ru 23.08.2011

Tatra T603

В.П.



Видимо, самая интересная из всех моделей, выпускавшихся в 50- и 60-е годы в странах «социалистического лагеря», - чешская Tatra T603. Неординарная легковушка народилась на свет в 1956: седан «премиального» (как теперь выражаются) класса.

В традициях марки

«Шестьсот третья» возникла не на ровном месте: наследница знаменитых моделей 77 и 87 – вместе с их неординарной архитектурой. Аэродинамичная легковушка «каплевидных» очертаний появилась на волне общего интереса к заднемоторной компоновке, но создатели 603-й пошли дальше других. В заднем свесе чешской легковушки монтировали не абы что, но V-образную верхнеклапанную «восьмерку»! Много ли подобного в истории автомобилестроения?

Новая T603 дебютировала в 1956 как седан «представительского» класса.
Новая T603 дебютировала в 1956 как седан «представительского» класса.


Своеобразный двигатель появился в начале 50-х: его монтировали на шасси экспериментального гоночного Tatra T607 monoposto. Продвинутая конструкция: полусферические камеры сгорания, 5-опорный «крестообразный» коленчатый вал (с полностью уравновешенными силами и моментами инерции). Центральный распредвал, ГРМ (по 2 клапана на цилиндр) с толкающими штангами и коромыслами, оребренные цилиндры из чугуна. Тогда как картер и головки цилиндров исполнялись из алюминиевого сплава. Конструктивно чешская «восьмерка» превосходила первые американские V8 нового поколения (Cadillac и Oldsmobile) – и нисколько не уступала новейшим 8-цилиндровым двигателям BMW.

Легковушка аэродинамичных «замыленных» очертаний выглядела во II половине 50-х довольно-таки необычно.
Легковушка аэродинамичных «замыленных» очертаний выглядела во II половине 50-х довольно-таки необычно.


Разве что охлаждение у «восьмерки» Tatra воздушное (а не жидкостное) – тоже в традициях марки. При диаметре цилиндров и ходе поршней 75 х 72 мм рабочий объем равнялся 2545 миллилитрам – гораздо меньше американских «восьмерок». Пара карбюраторов Jikov; со степенью сжатия 6,5 двигатель развивал до 95 л.с. при 4800 мин-1. Мотор стыковался с ручной 4-ступенчатой КПП, которая размещалась перед осью – примерно как у фольксвагеновского «жука». Агрегаты и узлы 603-й монтировались на несущей структуре из тонколистовой стали, интегрированной с кузовом. Ходовая вроде как на передовом уровне: независимая подвеска всех колес. Спереди стойки McPherson (редкое тогда новшество), а вот сзади – качающиеся полуоси. Опять-таки подобно немецкому «жуку» (правда, не с торсионами, а с винтовыми пружинами).

Поначалу T603 позиционировалась как 6-местный автомобиль.
Поначалу T603 позиционировалась как 6-местный автомобиль.


Покрышки (диагональный корд) размером 6.70-15 - в точности как у «Волги» ГАЗ-21. Рулевой механизм «шестерня-рейка» (тоже редкость по тем временам), тормоза, естественно, барабанные. В снаряженном состоянии 603-я весила 1545 кг – при «развесовке» по осям 44,5/55,5%. Надо сказать, неплохая для заднемоторного автомобиля «развесовка» – гораздо лучше, например, чем у злополучного Chevrolet Corvair 1960 года. И все же перегруженная задняя ось (вместе с жуткими качающимися полуосями) означала выраженную избыточную поворачиваемость. На дороге классная легковушка вела себя ничуть не лучше, чем «жук»: в граничных условиях «ввинчивание» в вираж, угроза заноса и разворота… Бесхитростная «Волга» ГАЗ-21 ездила стабильнее.

Силовой агрегат размещался сзади, а багажник находился под передним капотом.
Силовой агрегат размещался сзади, а багажник находился под передним капотом.


Впрочем, Tatra T603 – представительский седан, предназначенный в первую очередь для водителей-профессионалов (они возили «слуг народа»). Как-то справлялись… Руль (без всякого серво) довольно тяжелый, зато передачи переключались легко - хоть и не особенно четко. Объявленная (еще в 1956) максимальная скорость - 160 км/ч. Благодаря грамотной аэродинамике чешская легковушка могла поспорить с быстроходными западноевропейскими и американскими моделями.

Tatra T603 отличалась продвинутой вперед пассажирской кабиной. За спинками сидений 2-го ряда имел место дополнительный отсек для поклажи, тогда как бензобак размещался перед торпедо.
Tatra T603 отличалась продвинутой вперед пассажирской кабиной. За спинками сидений 2-го ряда имел место дополнительный отсек для поклажи, тогда как бензобак размещался перед торпедо.


Прогресс

Модель 1956 года отличалась неординарной внешностью: довольно крупная 4-дверная легковушка с покатой линией крыши. Так сказать, fastback. И пропорции своеобразные - с относительно короткой колесной базой и длинными свесами. «Татра» 50-х выдавалась из ряда, кроме прочего, застекленным светоблоком (3 фары) на передке. И воздухозаборниками на задних крыльях – для охлаждения двигателя. Вроде «ушастого» ЗаЗ-966 в конце 60-х годов…





Что характерно, Tatra T603 позиционировалась как 6-местный автомобиль. На переднем и заднем диванах и в самом деле свободно располагались пятеро взрослых. Правда, педали у 603-й заметно продвинуты вперед, и ногам тесновато между кожухами управляемых колес. Не особенно удобно. Рычаг переключения передач на рулевой колонке; вообразите длину тяг к КПП (и их податливость)… Никакого кондиционера и «электропакета» - разве что радио (в 50-е годы на вакуумных лампах). Плюс автономный бензиновый отопитель салона – как позже у «горбатого» ЗаЗ-965. Вот и вся роскошь.

Ручная сборка T603 на заводе Tatra в городе Копршивнице.
Ручная сборка T603 на заводе Tatra в городе Копршивнице.


Время шло – и «Татра» не стояла на месте: в 1963 литраж «восьмерки» сократили до 2474 «кубиков», зато мощность подняли до 105 сил при 5 тыс. оборотов. Неслабо для середины 60-х – раза в 1,5 мощнее, чем равный по литражу горьковский М21Д. Взамен 3-«глазого» светоблока появились 2 сдвоенные фары; модернизированная модель получила обозначение 603/2. С места до 96,5 км/ч (60 миль) Tatra 603/2 разгонялась, по независимым испытаниям, за 16 сек.; какая-никакая приемистость.

Стильный седан неплохо смотрелся на улицах старой Праги.
Стильный седан неплохо смотрелся на улицах старой Праги.


В 1970 «Татру» T603/2 укомплектовали дисковыми тормозами «по кругу» (вакуумный сервоусилитель). А в 1973 уникальный V8 воздушного охлаждения оснастили бесконтактным электронным зажиганием; 603-я как бы шла в ногу со временем. Несомненный прогресс, однако задняя подвеска осталась прежней – с теми же качающимися полуосями… И своеобразных повадок на дороге легковушка не изменила; леопарду не избавиться от своих пятен.




Tatra T603/2 продержалась в серии до 1975. Всего с 1956 построили без малого 20,5 тыс. экземпляров бесподобного автомобиля; «штучное» изделие. Около 1/3 общего выпуска экспортировали в страны Варшавского пакта, а также в Китай - и даже на Кубу. Говорят, Фидель Кастро до недавних пор ездил на белой 603-й: лидер кубинской революции ценил своеобразную легковушку. А в середине 70-х на смену 603-й пришла новая модель - T613. Тоже в традициях славной марки, но с радикально усовершенствованной ходовой. И все же Копршивнице становилось ясно, что заднемоторная архитектура изжила себя. Настали иные времена.

В 1962 появилась модернизированная модель T603-2 со сдвоенными фарами – вместо 3-«глазого» светоблока.
В 1962 появилась модернизированная модель T603-2 со сдвоенными фарами – вместо 3-«глазого» светоблока.


Иллюстрации Tatra.

© CarExpert.ru

23.08.2011

Прочитано: 2970 раз



Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Кроссовер за полцены
Кроссовер за полцены

Обзор рынка подержанных кроссоверов

Как выбрать подержанный автомобиль
Как выбрать подержанный автомобиль

Советы эксперта

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как не уснуть за рулем в дальней дороге

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Lifan X70
На новую ступень

Lifan X70

Lada Vesta SW Cross
Красота спасет...

Lada Vesta SW Cross